Устройство колокола

Технология изготовления колоколов

 

Колокол – это совершенно уникальный музыкальный инструмент, не имеющий аналогов.

 

Колокольный звон – это уникальная музыка, описать ее словами очень сложно, но об ее магическом воздействии на человека ходят легенды. Колокольный звон действует не только на душу человека, но и на его тело и разум. Легенды о чудотворном выздоровлении людей благодаря колокольной музыке – не просто легенды, а реальные факты, имевшие место в действительности. Пожалуй, трудно подобрать более подходящую музыку для духовного очищения людей, чем колокольный звон. Поэтому чистота колокольных звуков чрезвычайно важна.

Количество колоколов, забракованных звонарями из-за малейших диссонансов, не поддается исчислению. Для большинства людей процесс изготовления колоколов – величайшая загадка, а для мастеров литейных заводов – обыкновенная работа. Однако работа эта требует большего, чем просто знания технологий изготовления колоколов. Можно с уверенностью сказать, что настоящие колокола получаются только, когда мастер не только в совершенстве знает все нюансы этого сложнейшего процесса, но и по-настоящему любит свое дело и верит, что оно приносит пользу.

В настоящее время существует несколько технологий изготовления колоколов, применяемых мастерами в зависимости от различных факторов (личные предпочтения, материально-техническая база завода или мастерской и др.). Примечательно одно, абсолютно все колокола, выплавляемые сейчас, так или иначе, изготовляются по традиционным технологиям, проверенным веками. Несмотря на то, что мы живем в высокотехнологичный век, далеко не все вещи можно изготовить с помощью новейшего оборудования. И определенная романтика в этом, безусловно, есть. Например, некоторые современные мастера по отливке колоколов одно время пытались отлить колокола современным методом – заливая металл в формовочную землю. Форма колоколов получалась практически безупречной, а вот звук терял свою изначальную силу.

Поэтому и сейчас, в XXI век, колокола продолжают отливаться по технологии наших предков. Заключается она в следующем. Изначально проектируется профиль колокола. Мастера считают эту работу наиболее сложной. Затем начинаются работы по изготовлению оснастки – кружала (плиты с перпендикулярным шестом) и лекала (повторяющая профиль колокола деревянная порода). Далее при помощи кружала изготовляется сердечник, повторяющий внутренний профиль колокола (болван как его называют профессионалы). Затем опять же при помощи кружала на него наносится «фальшколокол» со слоем из воска, часть из которого, к слову, берется из огарков свечей из церкви. По фальшивому колоколу выделывается кожух. После его высыхания из него вытапливается  воск, затем форма разбирается и кожух прорабатывается изнутри.

Далее происходит скрепление частей формы с формой коронки колокола и ее обмазка и обсушка. В это время в одной или нескольких печах приготавливается колокольная бронза. Изготовляется она по сложной технологии, требующей постоянного внимания. Например, мастер должен следить на протяжении примерно 5 часов за пламенем внутри печи и ее температурой. Как только достигается температура плавления меди (1083 °С), температуру печи быстро поднимают до 1300 °С и добавляют определенное количество олова. Получившийся сплав перемешивают и охлаждают до 1080 °С. Затем получившийся состав по системе желобов заливают в форму. После того как получившаяся форма остывает до комнатной температуры, она разбивается для получения отливки, которая очищается от пригоревших частиц формы и полируется для придания ей должного вида.

Затем к колоколу подвешивается язык, и начинаются работы по определению качества колокола. Необходимо отметить, что «подпиливание» колоколов для придания им должного звучания в профессиональной среде мастеров не практикуется. Таков один из методов изготовления, быть может, самого загадочного музыкально инструмента в мире.

Строение колокола

 doc6lo2czxig5fik3cb31j_277_200