Касимовские колокольчики

IMG_8950-7

Ксимовские ямские (дужные) колокольчики

 

Касимовские ямские (дужные) колокольчики, произведенные мастерами литейщиками Рязанской губернии, занимают особое место среди изделий кустарного дужно-литейного промысла России. Своим своеобразием в формах, надписях, шрифтах, декорах они обращают на себя внимание в коллекциях, музейных собраниях, на выставках. Эти колокольчики уникальны ещё и тем, что являются мощными сигнальными устройствами в гужевой езде. В XIX веке они были настолько популярны в народе, что нашли широкое применение в народных обрядах. В крестьянском быту они были традиционным украшением жилищ, да и в усадьбах городских жителей красовались не только на конюшнях. В народе говорили: «Какой праздник без колокольца». Конечно, имелся в виду дужный колокольчик.

Эти изделия ручной, чаще единоличной работы мастера, выполняющего роль дизайнера, модельщика, формовщика, литейщика, отделочника, являлись символом культуры своего времени и послом доброй воли, куда бы их не заносила судьба и езда по бесконечным дорогам.

Интересны эти колокольчики и своими формами. С физическим телом колокольчика неразрывно связанны его звуковые характеристики. В этой области касимовские мастера более века искали разгадки мощного звучания маленького колокольчика.

Более чем в десяти населенных пунктах рязанщины: в селе Алешино Сынтульской волости, в деревнях Поповская и Уланова Гора Подгородной волости, в городке Скопинске и селе Шилово Скопинского уезда, в уездном городке Касимове их отливали мастера литейщики, которых ныне по списку насчитывается более шестидесяти.

Десятилетиями исследователи составляли списки имен этих мастеров, уточняли и дополняли их. Так, в списке Кима В.А. (здесь и далее «Ямские колокольчики и бубуенцы», сводный каталог, том 1, г. Ростов Великий, 1998 г.) их 28, а по списку Глушецкого А.А.(здесь и далее «ЛИТЪ В КАСИМОВЕ», каталог-справочник, Москва, 2005г.), исследовавшего более чем 2000 колокольчиков, их уже 63. Уточнен и дополнен этот список тем же автором в книге «России бронзовое слово. О чем говорит дужный колокольчик», Москва, 2007 г.

Много уделял внимания истории касимовского колокольного литья Хрунов В.И., собравший материалы и опубликовавший каталог коллекции «Колокольчики России», Москва, 2000 г. Прочный фундамент в науке о ямском (дужном) колокольчике заложили ученные-основатели – Ганулич А.К. и Духин И.А.

И ныне эти исследования продолжают Боев А.А., Любашевский М.М., Глушецкий А.А.

Многообразию форм касимовских колокольчиков уделил значительное внимание Ким В.А. Он первым разработал методику исследования и описания этих колокольчиков, заложил основу их каталогизации. В упомянутом каталоге он отмечает три основные формы, что наиболее часто встречаются в практике касимовского литья: валдайская, валдайская коническая и Дар Валдая.

Называя форму «валдайской», Ким В.А. полагал, что поскольку именно валдайские мастера являются первыми изготовителями этих колокольчиков, то и форма их, вне зависимости от дальнейшей географии литья, должна называться «валдайской».

Исследователь и автор нескольких книг и каталогов Глушецкий А.А. таких форм насчитывает уже пять. Так, колокольчики валдайской формы, изготовленные касимовскими мастерами, он разделил на две части – классические и каплевидные; колокольчики валдайской конической тех же производителей разделил также на две: с расклешенной юбкой и пурехскую с высокой юбкой. Фактически А.А. Глушецкий, оценивая валдайскую основную традиционную форму колокольчика, счел необходимым её разделить на классическую и производную от нее – каплевидную. Оценивая валдайскую коническую форму (название Кима В.А.) счел более правильным и удобным поименовать ее «с широкой расклешенной юбкой». Понятие формы «Дар Валдая» (название Кима В.А.) расширил, включив сюда и все близкие к пурехским формы, назвав их «с высокой пурехской юбкой».

Такая практика означения форм, введенная А.А.Глушецким более отвечает исследовательской работе, более индивидуализирует формы, но и она требует уточнения. Когда речь идет о региональном литье, следует кроме основополагающих оснований к наименованию формы учитывать уже и местные особенности. В касимовской практике литья все валдайские формы (безусловно основополагающие) изменились, приобрели новое содержание в отдельных частях (крыша, ухо, тулово, пояс, юбка). Из наборов этих частей, уже другой конфигурации и определились новые формы колокольчиков. Исходя из этого, если идет речь о касимовском литье с его особенностями, то и формы физического тела колокольчика следует поименовать без упоминания Валдая:

 

— касимовская классическая;

— касимовская каплевидная;

— касимовская коническая;

— касимовская Дар Валдая.

 

В Касимове производителем массовой товарной дужно-колокольной продукции на этапе становления промысла был Иван Дмитриевич Кислов. Известны его колокольчики с датировками 1811-1844 годов. Всего исследованы А.А.Глушецким за этот период – 147. Из них: классической формы – 63, каплевидных – 84. Других форм в этом периоде видимо не производилось. При тщательном исследовании всех колокольчиков И.Д.Кислова оказывается, что подавляющее большинство из них – это переходные (промежуточные) формы между классической и каплевидной. Эти колокольчики по форме уже далеко отступили от традиционных валдайских, но не пришли с полной отчетливостью к абсолютному, новому варианту формы. Но, это естественное смешение признаков уже свидетельство найденной или все более искомой И.Д.Кисловым своей касимовской формы.

Несколько иную картину мы наблюдаем в практике литья ямских (дужных) колокольчиков у Николая Ивановича Кислова, Михаила Николаевича Кислова (на колокольчиках этого мастера чаще всего на дне аббревиатура «МНК») в 1843-1891 годах. Мастер Николай Иванович Кислов (сын Ивана Дмитриевича Кислова) во многом следовал в практике литья наработкам своего отца. Он расширил переданное ему семейное дело и работал в мастерской уже не один. Он же практиковал систему производства на заказ (размещение заказов другим литейщикам с обеспечением их металлом и, возможно, формовочными моделями). Известен мастер Алексей Кислов, который, по-видимому, так и работал. Отлитые ним колокольчики с пометкой на дне буквами «АК» и подписные, датированные 1834-1835 годами, значатся с именами Ивана Кислова. Реже встречаются подписанные (по юбке) его именем.

 

Колокольчики касимовского литья постоянно заполняли русский колокольный рынок. Разнообразие их форм, красиво выполненные тексты, оригинальные декорные украшения и отделка, износоустойчивость и замечательное сильное и своеобразное звучание обеспечивало им славу и любовь народа.

 

С.Сукач, август-сентябрь, 2015г.